вторник, 20 июля 2010 г.

По бездорожью Одесской области (Киев - Музей РВСН - Лебедевка - Вилково)

Продолжаем путешествовать на автомобиле по Украине с палаткой.

К концу мая на улице становится совсем тепло и хочется куда-то ближе к морю. А тут как-раз Троица, и, следовательно, три дня выходных.

Маршрут намечен: Киев - Музей ракетных войск стратегического назначения - Одесса - Лебедевка - Вилково - Киев.

Ключ - на старт и в путь!




22 мая 2010 (суббота)

В 8:30 выезжаем из Киева (КП на Теремках). Долго собирались, трасса уже активно загружена. Народ разъезжается из Киева на праздники. После поворота на Калиновку на Одесской трассе начинается тянучка - ремонт дороги, а заодно и авария. Жалеем, что не выехали раньше. Дальше трасса как трасса. Ничего примечательного. До Умани дорога так себе, а от Умани до Одессы - отличный европейского уровня автобан. Чем активно и пользуются гаишники. Пока ехали встретили патрулей 5, при чем контролируют, чтобы народ не ездил быстрее 110 км/ч.

Первой целью нашего путешествия был музей ракетных войск стратегическог назначения.
Перед Одессой поворачиваем на Голованевск. Похоже, повернули позже чем надо, потому что попали на не очень хорошую дорогу, но пришлось проехать по ней не так далеко, минут 20 и выехали на нужную нам окружную Голованевска.
Дальше в направлении Первомайска проезжаем 25 км и видим большой красивый указатель "Музей ракетних військ стратегічного призначення", следуя которому и поворачиваем с трассы налево.

Музей произвел сильное впечатление не только на нас с товарищем, но и на девушек. Такая мощ была на вооружении, такие технологии!

Начинается экскурсия с небольшого одноэтажного здания, внутри которого висят карты Первомайской дивизии войск стратегического назначения СССР, различные макеты стартовой площадки, схема унифицированного подземного командного пункта и т.п.
Дальше расскажут как велось дежурство по охране объекта, покажут технику, обслуживавшую шахты - транспортировщики, установщики ракет.

Много нового рассказал нам экскурсовод - например то, что на транспортировщике дополнительно к мощным дизельным двигателям на каждое колесо были установлены дополнительные электродвигатели, которые включались на подъемах. Колеса тягачей были заполнены специальным составом (хитрая резина какая-то) поскольку при огромном весе ракет не возможно было эксплуатировать колеса, заполненные воздухом - они попросту лопали.
А установщик ракеты работал в автоматическом режиме, самостоятельно устанавливая многотонные ракеты. Таких технологий (если верить экскурсоводу) нет нигде и по сей день.

Дальше мы спустились сверхзащищенный в подземный командный пункт, который должен был продолжать работать даже в условиях ядерной войны.
Лифт опустил нас на предпоследний этаж. К слову сказать, 5 худых взрослых размещаются здесь с большим трудом. Все этажи выше - аппаратура, дизельгенераторы и т.п.
Командный пункт и аппаратура размещаются в контейнере, который в свою очередь на огромных амортизаторах подвешен в унифицированной шахте, в которой может размещаться ракета СС-24 "Скальпель".
Здесь несли боевое дежурство офицеры. Всего этажей в КП 12, высота контейнера 33 метра, продолжительность автономной работы - до 45 суток. На самом нижнем этаже размещена комната отдыха, чем-то немного напоминающая купе в поезде. Нам разрешили спуститься и сюда.

Очень интересная экспозиция, экскурсия и весь музей. Кто решит посетить - не пожалеет, только обязательно спуститесь в шахту и при выходе из лифта загляните в пространство между шахтой и капсулой.

Стоимость посещения музея (на 1 чел): 20 грн экскурсия + 25 грн - спуск на лифте в подземный командный пункт.

Из музея решили не возвращаться назад на Одесскую тем же путем, по которому приехали, а поехать через Первомайск. В итоге, думаю, все же лучше было бы вернуться на Одесскую, сделав небольшой крюк, чем убивать машину по далеко не самой лучшей дороге "Кировоград - Кишинев".
Дорога представляет собой бетонку, сверху которой давно был положен асфальт. Нам она совершенно не понравилась.

Дальше выезжаем на Одесскую трассу в районе Демидовки.

За сегодня пройдено уже около 400 км - пора бы и коня нашего покормить. Оказалось, что на юге Украины цены на газ (пропан-бутан) значительно выше, чем вокруг Киева. Так, например, в Киеве перед выездом заправлялись по 3,6 грн/литр, а на трассе за 100 км до Одессы - уже по 4,4 грн / литр.

Доезжаем до первой большой развязки перед Одессой и сворачиваем  направо по направлению на Рени и Измаил, этого же направления придерживаемся на кругу через 4 километра.

Через 30 км от выезда из Одессы пересекаем Украинско-Молдавскую границу и дальше 20 км нам предстоит проехать уже по территории другого государства.

Правила пересечения границы по этой трассе очень просты. Перед пограничным постом вы останавливаетесь, пограничник пересчитывает находящихся в машине людей и выдает вам бумажку с печатью и написанным от руки количеством пассажиров. Вся процедура занимает не более минуты. Дальше при выезде с территории Молдавии на пограничном посту у вас забирают эту бумажку, сверив написанное там число с кол-вом людей. Опять процедура занимает пару минут. Выходить из машины не нужно.

А все потому, что при разделе территорий после развала СССР так получилось, что часть трассы Одесса-Рени оказалась на территории Молдавии. И дабы не усложнять жизнь себе и людям, пограничный контроль здесь сильно упростили.

Качество дороги в целом хорошее. Единственное замечание - трасса однополосная и много где нанесена сплошная, иногда возникают проблемы с обгоном, часто за соблюдением правил обгона следят патрули ГАИ.

После границы проезжаем около 20 км до села Монаши и ищем поворот на Лебедевку. Никаких указателей нет.

Если после прочитанной ниже рецензии на дальнейший путь вы все-же решите ехать по этой дороге, то повернув с трассы налево (в Монашах главная дорога резко поворачивает направо, вам же - в противоположную сторону, налево) нужно проехать метров 200 и дальше повернуть направо на ничем не примечательную сельскую улицу. На всякий случай уточнили правильность выбора пути у местных жителей. Один из них очень эмоционально про себя заметил: "Куда-куда? До Лебедьовки? Них@ра себе..." Смысл этой фразы мы поняли не сразу...

Сказать, что дорога там плохая - это сделать ей комплимент. Дороги там вообще нет! Это сплошные ямы. Готовясь к путешествию много где читал, что люди этот участок в 40 км едут больше часа. Я не верил что такое может быть. Как оказалось в итоге - очень зря. Сначала на дороге асфальт есть. Но даже не знаю, нужен ли он там. По всей площади дороги сплошные ямы, объехать которые не возможно, можно только выбрать яму поменьше. Скорость по этому "асфальту" на лучших его участках не превышает 40 км/час. Дальше дорога выводит нас в поле. Именно по нему и предстоит проехать еще километров 7. Хотя это полевая дорога, но качество ее гораздо лучше, чем предыдущего асфальта. Только иногда колея глубоковата. С низким клиренсом можно и зацепить днищем.

Дальше по карте нам нужно с грунтовой дороги повернуть налево на хорошую асфальтную дорогу. На деле же здесь один из самых жестких участков пути. Как рассказали местные жители, ремонтники начали ремонтировать дорогу, сорвали весь асфальт и поскладывали его на кучи вдоль дороги, отремонтировали только мост через дорогу и куда-то исчезли. Видимо, кризис дался в знаки и здесь.

Хорошо, что перед нашим приездом здесь не было дождя. Не знаю как по этим полевым глиняным дорогам можно ехать, если они немного намокнут.

Последние 7-10 км опять выводят на достаточно хороший асфальт. После таких дорог ехать по нему - просто наслаждение.

В общем, преодолев эти самые "интересные" 44 км пути мы все-таки добрались до Лебедьовки. Смеркалось. Людей в округе почти не было. Пора становиться на ночлег.

В интернете я читал про несколько окультуренных полян в лесу, на которых за деньги можно поставить палатки, взять воды, дров. Но недолгие поиски такой поляны не увенчались успехом и мы решили разбить лагерь на границе леса, в нескольких метрах от живописного обрыва над морем. Место было выбрано еще и с надеждой встретить красивый рассвет.

23 мая 2010 (воскресенье)

С рассветом нам таки повезло. Проснулись мы как-раз вовремя, даже дождя не было. После команды "Рассвет" у всех резко прошел сон, обострилось чувство прекрасного и мы дружно побежали на берег для фотосессии.
Следует сказать, что обрывы над морем достаточно внушительных размеров - метров по 10-15 и просто так с них сойти к морю не получится. Для этого прорублено несколько проходов. Нам немного повезло и наш лагерь оказался в нескольких сотнях метров от такого прохода. Следующий - в нескольких километрах от нашего.

После продолжительной фотосессии и купания в море собираем лагерь и выдвигаемся в сторону Татарбунар и дальше - в Вилково. Как же я надеялся, что больше не придется ползти как черепаха, объезжая ямы. Я опять ошибся. Нас ждала убитая дорога. Асфальт в ямах. Получше, чем вчерашняя до Лебедевки, но ехать быстрее 60 км/ч получалось очень редко (Тузлы - Желтый Яр - Заречное - Татарбунары ). Такая дорога до самого Вилково, за исключением участка Татарбунары-поворот на Вилково.

Сразу при въезде в Вилково стоит передвижной пункт приема заказов на экскурсии от фирмы Пеликан-тур. Мы, начитавшись дома, решили воспользоваться услугами этой компании. И зря... Выбрали экскурсию "Дельта Дуная с посещением нулевого километра" и очень об этом пожалели. Местные нас отговаривали, уговаривая прокатить на своей лодке по каналам Вилково. Говорили что ничего интересного в этом 0м километре нету, да и стоит удовольствие сравнительно не дешево - 100 грн с человека за 3х часовую экскурсию.

Сразу скажу, что на такую экскурсию стоит ехать, если вы уже видели все в Вилково. Иначе - зря потраченное время.

После экскурсии мы остались не очень довольные как качеством обслуживания экскурсовода - которая без эмоций тараторила текст (первые полчаса, потом молчала) так и самой экскурсией. Есдинственное что впечатлило - место впадения реки в море. Дельта довольно широкая, но можно четко сказать где заканчивается река и начинается море. Морская вода голубая и четко видно, где Дунай вливает себя, гразно-глиняно-коричневого цвета.

Так же на островке вдали мы увидели штук 5 розовых пеликанов. Все, больше там ничего нашему взору не открылось. Ну не считать же сварную конструкцию "0 км", поставленную здесь только лишь для привлечения туристов (которые активно этим пользуются, фотографируясь на этом сомнительном фоне), достопримечательностью.

Много довелось услышать из "интернетов"  и о знаменитой вилковской клубнике. Но народ у нас своего не упустит. Как только видят, что вы преезжие - цены увеличиваются вдвое. Т.е. для нас на местном рынке 1 кг клубники продавали по 25 грн. При этом в Киеве цена на клубнику была уже 20 грн. Кстати, по вкусу совершенно ничем не отличается от нашей.

Но если вы все-же решили приобрести клубнику, не стоит это делать на рынке у первых попавшихся бабушек. Проедьте по нескольким улицам, много где на огородах растет клубника, как у нас картошка. Заходите и спрашивайте. Местные ее продают на базаре редко, предпочитая сдавать перекупщикам.

Оказалось, есть у них целая клубничная гавань :-). Недалеко от церкви, возле моста. Там ее гузят на лодки и увозят в неизвестном направлении.

Здесь же можно и в розницу купить по более-менее сносной цене.

Купив ягод на "поесть" мы раздосадованные предыдущей экскурсией хотели-было уехать из Вилково, чтобы никогда больше сюда не вернуться.

Но случайно проезжая по мосту, поинтересовались стоимостью экскурсии у местного "гандольера". Он пообещал за 250 грн (за всех - 4 чел) устроить нам незабываемую экскурсию. И надо сказать слово сдержал. Если бы не он - не выдели бы мы настоящего Вилково, того, ради которого, собственно, мы и приехали.

Так что очень советую всем не пользоваться услугами широко разрекламированных агентств.  Мы как-то с недоверием сначала отнеслись к частным экскурсиям - и напрасно. Наш "гид и гандольер" в одном лице - Сергей (к слову сказать, отличный человек и рассказчик) поведал нам много интересного о жизни местного населения. Много чего вы можете прочитать в интернете, не хочу повторяться. А лучше просто поезжайте туда. Этот неблизкий путь из Киева действительно того стоит!

Хотя нет, немножко расскажу.
В Вилково все не так как у нас. Вместо дорог - каналы, вместо машин - лодки. Но дорог нет совсем. На лодках все - от мала до велика. Свадьбы и похороны - все на лодках. Все материалы для строительства домов - тоже на лодке. Вместо гаражей для машин - небольшие канальчики во дворах для лодок. Милиция - и та на лодках. Вдоль каналов заборы, на заборах - как и у нас - номера домов с названиями улиц.


Интересный факт - если на лодке плывет мужчина и женщина - гребет женщина. Так исторически сложилось. Мужчина при этом отдыхает :-)

Ночевать в этот день мы отправились в Приморское, то, которое ближе к Вилково.

Блуждая по берегу в поисках места под палатку (берег здесь в приморском широкий, но песчанный, потому если заезжать на пляж - то либо с лопатой, либо на 4х4) я случайно набрел на пансионат Фиеста (Приморское) и его очень радушного и гостеприимного хозяина дядю Ваню, который из-за отсутствия посетителей и собеседников для него согласился приютить нас за очень умеренную плату.

24 мая 2010 (понедельник)

На следующий день покинув Фиесту мы отправились купаться на море. Надо еще сказать, что такое море как в Приморском и Лебедевке я видел только на самых чистых пляжах Крыма. Вода - как стекло, прозрачная и спокойная. Может так совпало, но говорят эта часть побережья Одесской области находится далеко от больших городов и море просто некому загрязнять.

Дальше мы ехали по уже знакомой дороге - до Татарбунар,  дальше через Украино-Молдово-Украинскую границу до Одессы. Ну а там по "автобану" до самого стольного града.

Маршрут - очень насыщенный и интересный. Единственное, что добавляет ложку дегтя - дороги (особенно Одесса-Лебедевка, точнее Мошны-Лебедевка). Таких плохих дорог как там я пока не видел нигде.

Лебедевка очень понравилась, отличное место. Хотелось бы побывать там в сезон, посмотрев дорогу от Затоки до Лебедевки. Может она лучше исследованного нами пути. Так же есть небольшая надежда, что такая плохая дорога отпугивает основную массу людей и они сюда не едут :-)

Итого, проехали за 3 дня 1600 км, израсходовав 110 л газа (4 грн/л) и 10 л бензина (7,8 грн/л)


Полный бюджет поездки: 450 грн / человек * 4 человека = 1800 грн.


1 доллар - 8 грн


Все фотографии с поездки можно посмотреть здесь: 
http://picasaweb.google.com/Denis.Belozerskiy/CClygB#


Интерактивная карта поездки здесь: 
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=yamyuenimeminpyc

Комментариев нет:

Отправить комментарий